Искусство, как один из интересов, было заявлено у многих членов сообщества, так что я решила опубликовать это и здесь тоже. Надеюсь эта моя запись не будет воспринята, как реклама...
Пока еще у москвичей и гостей столицы есть возможность познакомиться с искусством Тропической Африки из коллекции Л. И М. Звягиных. Выставка проходит в музее личных коллекций и она уникальна для России. Дело в том, что несмотря на дружбу СССР с африканским странами искусство черного континента в нашей стране представлено очень скупо. Кое-что, конечно, есть в Эрмитаже, но попадая в Эрмитаж, не успеваешь рассмотреть как следует все. Для того, чтобы это сделать нужно жить в СПб хотя бы какое-то время. В остальных музеях, где встречается Африка, она представлена с этнографической точки зрения. Это понятно. Народы Африки, не овладевшие письменностью, долгое время считались бескультурными или полукультурными, и я лично встречала эти слова в энциклопедиях. Сейчас ситуация изменилось искусство называют примитивным (у нас смягчилось восприятие этого слова), этнографическим или традиционным. Но каждый раз, как выставляют то, что представляет для этнографов и историков интерес, мало заботятся о том, чтобы этот предмет был еще и произведением искусства. Так что даже у тех, кто не на словах знаком с искусством Африки складывается впечатление бескультурности населяющих ее народов. Коллекция Звягиных позволяет нам увидеть Африку с другой стороны. Старший Звягин - художник. Он стал собирать африканское искусство, понимая его красоту. И вот результат - в музее личных коллекций представлены шедевры. Глядя на них, понимаешь, чем Африка вдохновила Пикассо.
читать дальше
Для меня выставка представляет особенный интерес - там очень много бенинской бронзы (современная Республика Бенин с тем Бенином ничего общего кроме названия не имеет). Все, конечно знают, что бенинская бронза эпохи рассвета (XVI век) была самой совершенной для своего времени, даже Бенвенуто Челлини не владел мастерством литья в той же степени, что придворные литейщики Бенина. Искусство литья пришло в Бенин из соседнего государства Ифе, скульптуру которого европейцы упорно хотели приписать любому народу, овладевшему письменностью, пусть даже жителям легендарной Атлантиды, настолько совершенными и реалистичными были терракотовые и бронзовые портреты, которые находили в Ифе. Но нет - оказалось, что корни искусства Ифе лежат в Африке. Сейчас культуру Ифе принято связывать с культурой Нок, базировавшейся также как королевство Бенин и Ифе на территории Нигерии. Культура Нок самая древняя хронологически из известных нам африканских культур, но даже в этом случае мы имеем дело с развитой художественной традицией, то есть и этому искусству предшествовал длинный ряд более архаических культур.
Все описанные культуры представлены на выставке, а кроме них там есть маски и скульптура из других частей Африки, не только из Нигерии. Но я об этих вещах могу сказать не больше, чем пишут на 10 страницах, посвященных традиционному искусству в любой адекватной энциклопедии. Самое главное, что нужно знать - это то, что традиционному искусству свойственен синкретизм, чаще всего художники не выделялись из социума, произведения искусства могли создаваться любым членом общества. Иногда, конечно, эту привилегию отдавали увечным, они считались наделенными магической силой. Эстетическая составляющая была наименее важной. Как хорошо было сказано в одной статье, посвященной народным промыслам севера России, в традиционном искусстве индивидуальность художника уступает место традиции.А теперь слайды:
МалиКот-д'ИвуарКамерунИфеБенинЕсли есть желание, могу написать о Бенине больше.