- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Интересная, хотя и дискуссионная, заметка о современном образовании.
А вы считаете, что реформа образования в РФ необходима? И если да, то в какую сторону?
А вы считаете, что реформа образования в РФ необходима? И если да, то в какую сторону?
Так не по истории. А компьютерная, экономическая, экологическая грамотность и прочее, перечисленное в статье. А остальное - в основах, а при желании заниматься наукой или направлением дальше - углубленное.
В высшем образовании - по крайней мере, это были те грабли, по которым я прогулялась сама - в высшем образовании основная проблема - дублируется школьная идеология с преимуществом задач, у которых есть единственный правильный ответ. Это не айс. В аспирантуре мне везет пока больше (ладно, потому что мой научрук не вмешивается в процесс), но здесь проблемы скорее институциональные: из всех возможных стимулов получение степени для меня стоит на последнем месте, - хотя мозгом я понимаю, что, наверное, по построению оно должно быть наоборот.
Кому как, конечно, но мне было бы неуютно общаться с тридцатилетним человеком, успешным, добрым, семейным, здоровым и счастливым, который "вторую мировую уже немножко путает с Троянской" (с)
я посмотрела. Концепция прекрасна. Теперь я думаю над тем, насколько оно воспроизводимо в текущих условиях.
Проблема в том, что чем быстрее мы начнем реформу образования (ту или иную), тем дешевле она нам обойдется в конечном итоге. И я лично считаю, реформа нужна. Конечным ее идеалом для меня является примерно то, о чем говорит Робинсон, но хорошо бы сделать хотя бы половину. Во всяком случае я совершенно уверен, что школа в ее нынешнем отечественном виде совершенно никуда не годится, так как она перестала выполнять две последние имевшиеся у нее задачи: она не дает основ образования по преподаваемым в ней предметам и не учит людей дисциплине. Со вторым школа справляется получше, но в дисциплине того типа, который преподается в школе, современное общество уже не нуждается.
Лично я извлек из школы в первую очередь социальные уроки: как надо держаться под давлением, как отстаивать свое мнение, как наводить связи и т.п. При этом я закончил школу с четырьмя четверкам и всеми прочими пятерками, так что считался хорошим учеником. Все, что я знал и умел полезного (включая знания, оказавшиеся для меня очень полезными - я ученый) на момент окончания школы, было дано мне родителями и самообразованием. Зато я умел в совершенстве писать сочинения. Но почему-то выяснилось, что после окончания школы этот блестящий навык пригодился мне ровно один раз, на вступительных в институте. И больше я никогда его не использовал.
Аналогично
Я не отрицаю того, что реформа нужна (господи, да она необходима). Но я на сегодняшний момент не представляю реальной программы, которую можно предложить вместо. То есть вот в социально-гуманитарных науках - наверное, еще можно. В естественно-научных или математике - у меня начинаются сомнения. Ну и да, я сомневаюсь, насколько такая реформа выживет в текущей структуре оплаты труда в современной России.
Еще раз, да? Я не говорю, что это неправильно или не нужно. Я просто не вижу, как реально это можно сделать. Если вы видите, как - давайте обсудим.
Возможно, изменить приоритеты? Снизить значимость оценок, повысить значимость знаний? Об этом в статье говорилось, и это разумно.
Большая часть учащихся учиться за оценки. За них можно списать, поплакать, заработать и купить - как угодно, лишь бы была хорошая оценка. Так получается к тому же, что выучить предмет просто не выгодно, когда все, кроме своих лекций, преподавателем безжалостно бракуется. Учителя снижают баллы "за оформление, за время сдачи работы" дискредитируя оценку как показатель знаний. Родители, проверяя дневник чада, знать не хотят что значит двойка или тройка. Им тоже главное чернила в форме пятерки.
Косяк от того, что знания переводятся в оценки. И все смотрят уже на финальный показатель. Может тогда не трогать систему вообще, а уйти от оценок, как в статье же, и ввести какие-то испытанию по уровню: "умеет читать на иностранном/понимает прочитанное/способен пересказать близко к тексту/способен порассуждать на заданную тему"?
Может тогда не трогать систему вообще, а уйти от оценок, как в статье же, и ввести какие-то испытанию по уровню: "умеет читать на иностранном/понимает прочитанное/способен пересказать близко к тексту/способен порассуждать на заданную тему"?
...что тоже будет оцениваться. Проблема не в оценках, а в их критериях. Точнее, в людях, которые эти оценки выставляют. Снизить значимость оценок, повысить значимость знаний - это хорошо звучит, но проблема-то не в оценках, а именно что в знаниях. Лично с моей точки зрения - и школа меня, как, судя по всему, и всех здесь присутствующих, убедила в этом окончательно - оценки не значат ничего, учишься сам и для себя. Если уж говорить о проблемах - то скорее о том, что школа дает знания не так эффективно и с намного большими затратами ресурсов ученика, чем можно было бы при индивидуальном подходе. А оценки - это так, сбоку бантик.